Разделение по группам

Как выполнить разделение электропроводки по группам потребителей в частном доме и квартире

Довольно большая часть населения еще проживает в старых домах с электрической проводкой, которая создавалась под небольшие нагрузки. Всего пару десятилетий назад у наших родителей из бытовой техники работали:

по одному светильнику в каждой комнате;

холодильник, телевизор, магнитофон, радиоприемник, стационарно установленные и подключенные к розеткам;

несколько переносных бытовых приборов типа утюга, фена и небольшого набора инструментов.

Под эти потребители создавалась, как правило, алюминиевая проводка 2,5 квадрата. защищенная двумя автоматическими выключателями или электрическими пробками с рабочим током до шести ампер.

Современные бытовые приборы обладают повышенным потреблением электроэнергии, а их количество в наших квартирах резко увеличилось. Мощные пылесосы, стиральные машины, электрические плиты, теплые полы, кухонные комбайны, микроволновки и другие полезные устройства значительно облегчают наши бытовые условия.

Даже схема освещения состоит из различного количества общих и местных светильников, управляется из нескольких мест или дистанционно.

Поэтому вопрос модернизации электропроводки и ее разделение по группам для обеспечения безопасности и удобного пользования имеет большое значение.

Разделение по группам

Какими преимуществами обладает разделенная электропроводка

Способ выделения отдельными линиями магистралей питания электрических приборов позволяет:

улучшить управление ими;

упростить последствия разрушений возникающих аварийных режимов;

облегчить выполнение ремонтных работ.

Используя способ разделения проводки можно создать участки неотключаемого оборудования, которое остается в работе в случаях, необходимых владельцу квартиры.

Под термином «неотключаемого» понимается то оборудование, которое выделено в отдельную группу и запитано от своих индивидуальных защит. В случае аварий они будут устранять возникшее повреждение, а при отсутствии хозяев длительное время, например, на период путешествия или командировки, можно обесточить все неответственные приборы, а оставить в работе, например, морозильник с продуктами и систему «Умный дом». запитанные отдельно от других магистралей.

За счет подобной функции снижается расход электроэнергии, повышается удобство ее управления. Когда часть электрической схемы работает без нагрузки вхолостую, то ее можно просто обесточить в целях безопасности и экономии.

Рассмотрим непредвиденный случай пропадания питания, когда, например, затопили соседи сверху или домашний мастер неудачно просверлил стену в месте прохождения провода, спровоцировав короткое замыкание в схеме питания. Конечно, оно автоматически ликвидируется работой автоматического выключателя.

Разделение по группам

Когда проводка выполнена единой магистралью, то свет пропадает во всей квартире. Она останется без электрического снабжения довольно длительное время до тех пор, пока электрик не восстановит работоспособность схемы.

Метод разделения электропроводки на отдельные группы позволяет сохранить в работе большую часть электрооборудования за счет отключения единичной поврежденной магистрали. При этом значительно упрощается поиск возникшей неисправности потому, что уже становится понятно место ее образования и отпадает необходимость анализировать остальную часть электросхемы.

Если в старой квартире все электрические розетки питались через один автоматический выключатель. то при возникновении необходимости ремонта или реконструкции схемы в каком-то одном месте приходилось полностью снимать напряжение в распределительном щитке. Это приводило к остановке работы холодильника, прекращению просмотра телевизионных программ и даже часто заставляло жильцов сидеть в темноте или при свечах.

За счет подключения потребителей по разным группам на отдельные магистрали управление работой бытовых приборов решается по другому: напряжение достаточно снять с ремонтируемого участка, а все остальное электрическое оборудование оставить в работе.

Когда возникла неисправность в розеточной группе, то ее отключают, а используя цепи освещения можно продолжать работы при электрическом свете и временно подключать к ней же необходимый электроинструмент.

Если авария случилась в осветительной сети, то для выполнения ремонта временные светильники легко запитать от оставшихся в работе цепей освещения.

Рекомендации по разделению квартирной проводки

До начала проведения работ с электропроводкой следует изучить существующие нормативы и тщательно спланировать для нее новый проект.

Правила формирования групп потребителей

Электропроводка создается отдельными магистралями с питанием от своего индивидуального автоматического выключателя и УЗО или дифавтомата. При этом соблюдаются принципы:

1. для мощной бытовой техники типа варочных панелей, электроплит, стиральных машин и подобных устройств создаются отдельные линии. Для их питания применяют кабель на 4 или 6 мм кв, а оконечными коммутационными устройствами используют специальные силовые розетки;

2. каждая комната со своей розеточной группой запитывается индивидуально кабелем с жилами поперечного сечения не менее 2,5 мм кв. Поскольку на кухне сосредоточена самая энергозатратная техника, то на обеспечение ее питанием уделяется повышенное внимание;

3. для схемы освещения создаются индивидуальные цепочки, не связанные с силовой розеточной группой. Они могут дополнительно разделяться на отдельные участки. Их запитывают кабелем с сечением 1,5 мм кв;

4. помещения с повышенной влажностью, такие как ванная, туалет, кухня подключают отдельными кабелями через УЗО с очувствленной уставкой срабатывания 10 или 6 миллиампер. Для этого их на стадии проекта электропроводки заносят в «мокрую группу» и рассчитывают индивидуально с учетом нормативов электрической безопасности;

5. остальные комнаты защищают от токов утечек УЗО, настроенными на уставку в 30 мА. Вполне допустимо подключать к одной защите несколько однотипных присоединений;

6. каждая запланированная группа рассчитывается на токи потребления. Для нее подбираются кабели и защиты. Когда суммарная мощность приборов превышает разумные пределы, осложняющие процесс монтажа и эксплуатации, то их разделяют на дополнительные подгруппы;

7. количество розеток и выключателей в каждой комнате должно обеспечивать не только удобство работы, но и ограничивать пользование различными удлинителями и тройниками в будущем. Учитывать это при покупке новой техники сложно, а запасные электрические розетки предотвратят подобные случаи.

Принципы планирования электрической схемы

Учитывая специфику человеческой памяти и сложность выполнения предстоящих работ до начала их проведения необходимо все тщательно продумать и создать проект на бумаге. Для этого составляют эскиз или чертеж всех помещений в масштабе и обозначают на нем места электрических щитков, всех светильников с выключателями, розеток и ответственных потребителей.

Можно воспользоваться чертежами застройщика, о чем уже рассказано в статье о схеме разводки электропроводки в квартире. Подобный план храниться в документации жилищного коммунального хозяйства.

Разделение по группам

Если возникают трудности с поиском этого документа, то с помощью листка бумаги, ручки, линейки с рулеткой не сложно сделать обмеры помещений квартиры самостоятельно и нанести на эскиз план расстановки мебели. Ее расположение оказывает существенное влияние на рациональное размещение розеток, выключателей, светильников и удобства их использования.

Разделение по группам

Затем на этом плане указывают места расположения электрических точек и анализируют схему прокладки проводов и кабелей к ним.

Разделение по группам

Значительно облегчить составление плана квартиры и выполнить его качественно со строгим соблюдением строительных обозначений позволяют специализированные программы. В качестве примера приводим обзор бесплатного OnLine сервиса Roomle.

Его местонахождение в интернете и способ регистрации показан на картинке ниже.

Разделение по группам

Потребуется только ввести адрес своей почты, придумать и записать пароль и нажать кнопку регистрации. Перед вами откроется начальное окно работы сервиса.

Разделение по группам

Начинайте работу с пункта «Создать новый план» и продолжайте заниматься его простым оформлением. Сервис обладает достаточным набором инструментов.

Разделение по группам

Практическое использование его функций интуитивно понятно, не вызывает сложностей. В начальный момент открытия его окна вам предоставят к просмотру обучающее видео. Рекомендуем его изучить, хотя можете пропустить и вернуться к нему в любой удобный момент времени.

До начала регистрации рекомендуем ознакомиться с функциональными возможностями сервиса в информационном видеоролике владельца WEBTOURS «Как сделать план квартиры бесплатно и онлайн».

Он показывает простые приемы работы, которые помогут не только создать картинку в масштабе и распечатать ее на бумаге, но и просмотреть его визуальное изображение в аксонометрии или 3D объемном представлении.

Возможные схемы прокладки электрических магистралей

Все кабели питания одним концом подключаются в квартирном распределительном щитке. Причем по вводной магистрали напряжение приходит от вышестоящего щита питания, а все отходящие линии могут выполняться по одной из трех схем подключения:

1. радиально от общего центра к периферии;

2. шлейфом за счет последовательного подключения всех потребителей к одной общей магистрали;

3. комбинированным способом.

Эта схема лучше всего подходит для выполнения разделения проводки по группам потребителей и отмечается повышенной надежностью.

Разделение по группам

Однако она требует повышенного расхода кабеля различного сечения. За счет этого не выполняются, снижаются требования по экономии и дополнительно усложняется объем монтажных работ.

По своей структуре схема последовательного подключения потребителей противоречит принципам разделения проводки на отдельные группы, ибо она их просто объединяет общей магистралью, как показано на картинке ниже для потребителей линий освещения и розеточных распаечных коробок.

Разделение по группам

В старой планировке схем электрической проводки квартир и зданий метод шлейфа считался основным доступным способом. Он позволял значительно экономить на длине кабелей и проводов. В современных условиях из-за возросших требований безопасности от него отказывается, но отдельные элементы шлейфа применяют для смешанного соединения.

Такой способ сочетает в себе элементы первых двух вариантов подключения потребителей к квартирному электрическому щитку. Он наиболее часто применяется в современных квартирах.

Разделение по группам

За счет правильного учета распределения мощностей бытовых приборов и продуманного подбора под них марок кабелей и проводов с защитами из автоматических выключателей и УЗО создается оптимальный баланс между:

надежностью и безопасностью эксплуатации схемы электрооборудования;

затратами материальных и денежных средств на ее создание.

Особенности монтажа групп потребителей

После того как электропроводка квартиры полностью спланирована и рассчитана, а проект ее прокладки создан и приобретены необходимые материальные средства, приступают к монтажным работам. Для этого прямо на стенах, потолке и несущих строительных конструкциях намечают и прорисовывают все места расположения электрических точек.

Затем еще раз уточняется их расположение и производится разметка прокладки электрических магистралей от квартирного щитка. При этом обязательно учитывать проложенные в квартире трубопроводы отопления, газоснабжения, водообеспечения, канализации и других жизненно необходимых технологических систем.

При производстве работ необходимо соблюдать нормативы безопасной прокладки электропроводк и. Они разработаны для зданий, построенных из всех видов строительных материалов, включая и СИП панели. Следует учесть, что провода и кабели могут прокладываться закрытым или открытым способом по разным технологиям и методикам.

Электрик Инфо — электротехника и электроника, домашняя автоматизация, статьи про устройство и ремонт домашней электропроводки, розетки и выключатели, провода и кабели, источники света, интересные факты и многое другое для электриков и домашних мастеров.

Информация и обучающие материалы для начинающих электриков.

Кейсы, примеры и технические решения, обзоры интересных электротехнических новинок.

Вся информация на сайте Электрик Инфо предоставлена в ознакомительных и познавательных целях. За применение этой информации администрация сайта ответственности не несет. Сайт может содержать материалы 12+

Перепечатка материалов сайта запрещена.

Разделение по группам

*****

Разделение электропроводки на группы

Здравствуйте, уважаемые гости и подписчики сайта http://elektrik-sam.info !

Прочитав эту статью, вы узнаете как грамотно разделить электропроводку на отдельные группы и для чего вообще это надо делать.

Раньше в старых домах в электрическом щитке стоял один автомат, который отключал сразу все: все розетки и все освещение в квартире.

Основными потребителями были пару светильников, настольная лампа, телевизор, утюг и электробритва, иногда что-то еще.

В наше время электроприборов стало намного больше, возросли и требования к современной электропроводке.

Современные распределительные электрические щиты значительно «подросли» в размерах, существенно изменилась и их начинка.

Стиральные машины, электроводонагреватели, кондиционеры, различная аудио- и видеотехника. Освещение редко ограничивается одним светильником или люстрой под потолком – широко применяются различные подсветки, бра, встроенные светильники, к тому же вся эта красота нередко управляется из нескольких мест .

На современной кухне, пожалуй, самое большое сосредоточение бытовой техники: электроплиты, электродуховки, микроволновки, посудомоечные машины, пароварки, мультиварки, кухонные комбайны, электрочайники и много других нужных и полезных приборов.

Для того, чтобы распределить нагрузку, обеспечить защиту и безопасность эксплуатации, а так же для удобства использования электропроводку делят на группы.

Разделение на группы позволяет раздельно управлять электроснабжением отдельных электроприборов или групп потребителей. Это удобно при выполнении ремонтных работ, можно отключить отдельную группу для проведения ремонта, в то же время потребители в других группах останутся работоспособными.

Также и в случае аварии в одной из групп, например, неудачно забитый в стену гвоздь или неудачно просверленное отверстие, либо в одной из комнат затопили соседи сверху, отключится только аварийная группа, остальными группами можно пользоваться.

Крупная бытовая техника и мощные потребители выполняются отдельной линией с установкой в электрощите отдельного аппарата защиты. Это электроплиты либо варочные поверхности, электродуховки, посудомоечные машины, бойлеры, стиральные машины, кондиционеры и др.

Розеточные группы — каждую комнату желательно делать отдельной группой. Зал отдельно, спальня отдельно, детская отдельно, кабинет отдельно и т.д.

Кухня – самая нагруженная часть квартиры, поэтому розетки кухни тоже отдельно.

Освещение – в общем случае отдельной группой. Если есть возможность и средства, то удобнее освещение в каждом помещении делать отдельно.

Санузлы являются особо опасными помещениями с точки зрения электробезопасности, они относятся к так называемым «мокрым» группам – тоже выполняются отдельной группой.

Пример разделения электропроводки на группы

Разделение по группам

Следует обратить внимание на следующее.

Прежде, чем приступить к разделению электропроводки на группы, необходимо составить план помещения (квартиры или дома) и нанести предполагаемые места установки розеток, крупной бытовой техники, светильников, выключателей и т.д.

Необходимо заранее продумать, какие электроприборы и куда будут у вас подключаться. Если вы планируете, что-то приобрести позже – все равно необходимо предусмотреть место для его подключения заранее. Выполнив этот шаг, вы избежите в будущем необходимости что-то переделывать, пользоваться удлинителями, думать, как провести кабель по готовому ремонту.

Для розеточных групп и освещения необходимо выполнить расчет токовой нагрузки для этой линии. Если мощность всех подключаемых приборов превышает допустимую для этой линии, то эту группу необходимо разделить на две или более. Подробно об этом смотрите Расчет номинального тока автоматического выключателя и Как рассчитать сечение кабеля .

Для помещений и приборов с влажной средой (так называемых «мокрых» групп) необходима установка дифференциальной защиты на ток утечки 10 мА. Это может быть связка автоматический выключатель+УЗО. либо дифавтомат.

Для остальных групп устанавливается дифференциальная защита на ток утечки 30 мА.

Группы освещения выполняются кабелем 3х1,5 мм2 и защищаются автоматическим выключателем 10А.

Розеточные группы выполняются кабелем 3х2,5 мм2 и защищаются автоматическим выключателем 16А.

Мощные потребители мощностью более 3,5 кВт (электроплиты, некоторые типы электродуховок и др.), подключаются непосредственно к кабелю либо посредством специальной силовой розетки с помощью кабеля соответствующего сечения (4 или 6 мм2), с установкой автомата необходимого номинала.

Разделение электропроводки на группы позволяет распределить нагрузку, обеспечить защиту и безопасность эксплуатации, сделать удобной эксплуатацию.

В случае аварии в одной из групп, остальные остаются работоспособными.

При необходимости ремонта в одной из групп, ее можно отключить, а другими продолжать пользоваться. Например, при ремонте освещения, можно включить переноску с лампочкой в розетку и выполнить ремонт даже в темное время суток.

Необходимо проводить расчет токовой нагрузки для розеточных групп и освещения, и в случае необходимости разделить группу на две или более.

Разделение электропроводки на группы приводит к увеличению габаритов электрического щита, но существенно повышает удобство использования.

Разделение электропроводки на группы

Рекомендую материалы по теме:

*****

Как разделить электропроводку на группы?

Хорошим тоном при проектировании электрических сетей в квартире или доме считается разбивка линий электропроводов на несколько групп потребителей. Различают розеточную линию, осветительную, а также отдельные силовые ветви для водонагревателей, электропечей, стиральных машин, системы кондиционирования и т.д. В этой статье мы расскажем, как выполняется разделение электропроводки на группы, а также предоставим примеры и схемы правильного разветвления электросети.

Для чего это нужно?

Во-первых для удобства обслуживания. Во-вторых для безопасности эксплуатации электропроводки. Если в какой-либо группе произошел сбой, она отключается, не воздействуя на остальные. К примеру, при грамотном разделении электросети замкнувший ТЭН калорифера не обесточит весь дом и не придется в темноте на ощупь устранять причину аварии, бродить по квартире или дому к щитовой.

В былые времена при проектировании жилья, требования к проводке отличались от сегодняшних, и многие обычные сейчас для нас электроприборы отсутствовали в обиходе. Поэтому считалось нормальным и экономически целесообразным объединять в одну группу розетки и освещение.

Правила разбивки

Правильным разделением электропроводки в доме и квартире на сегодняшний день является проведение для каждой комнаты отдельной линии для розеток, отдельной для освещения.

Разделение по группам

К тому же отдельной линией проводят кабель к мощным потребителям. Чтобы наглядно разобраться и понять, что такое разделение электрики на группы, рассмотрим графические изображения. Представлена электрическая план-схема:

Разделение по группам

В данной схеме трехфазный ввод в дом распределен по группам электропотребителей. В качестве вводного кабеля, от счетчика, используется ВВГнг 5*10, пять жил сечением 10 квадратных мм. Для защиты ввода в щит установлен автоматический выключатель ВА 40 А.

Первая группа (подключена от фазы L1) — это освещение, устанавливается автомат 10 А, провод на на них ВВГнг 3*1.5 мм. Вторая — это потребители санузла и ванной, установлено устройство защитного отключения, УЗО 10А-10mA. Связанно это с высокой влажностью и большой вероятностью электротравматизма при эксплуатации электроприборов. В качестве силового провода задействован ВВГнг 3*2.5 мм, который также запитан от первой фазы L1. Третья — розетки комнат. Для их защиты установлен автомат на 16 А, а питание подходит с фазы L2. Делается это для равномерной нагрузки на трехфазную сеть. Провод для третьей ветки электропроводки также берут ВВГнг 3*2.5 мм. Розетки для четвертой группы (кухня и коридор) запитаны от фазы L3. Автоматический выключатель на 16 А защищает провод ВВГнг 3*2.5 mm. Пятая ветка — питание электроплиты, задействованы три фазы, ноль и заземление. Для подключения используют провод ВВГнг 5*6 мм, для защиты установлено УЗО 32 А — 30 mA.

Данная схема разделения проводки на группы приведена в качестве примера, для помощи домашним мастерам разобраться и на примере помочь научится читать схемы, а также составлять их, исходя из собственных наработок. В качестве недорогого и простого решения разбивки электропроводки для хрущевки, можно использовать схему приведенную ниже, с распределенной нагрузкой на потребителей.

Разделение по группам

Также добавлено визуальное изображение, план-схема проводки на плане квартиры. При вновь проложенной электропроводке необходимо составлять подобную схему распределения, для того чтобы в дальнейшем облегчить поиск неисправности или же модернизацию проводки, добавление точек потребителей.

Разделение по группам

Чтобы закрепить прочитанный материал, предлагаем вам ознакомиться с видео уроками, на которых доходчиво и наглядно демонстрируется, как разделить проводку в квартире или доме на линии:

Вот собственно и все, что мы хотели рассказать вам о правильном разделении электропроводки на группы. Надеемся, предоставленные примеры помогли вам понять, зачем нужна разбивка электрики и как ее правильно осуществить!

Будет интересно прочитать:

*****

Методы построения организационных структур

Выделяют следующие методы построения организационных структур:

· Разделение по функциям.

· Разделение по производимой продукции.

· Разделение по группам потребителей.

· Разделение по этапам производства.

· Разделение по рабочим сменам.

· Разделение по географическому положению.

1. Метод разделения по функциям. Согласно этому методу формирование управленческой единицы осуществляется по функциям предприятия. Это означает, что для таких функций, как снабжение, производство, маркетинг, кадровые и финансовые вопросы и т. д. существует своя управленческая единица. Каждая такая единица централизованно выполняет свои функции на уровне всего предприятия, включая внутренние подразделения и отдалѐнные филиалы. Необходимо отметить, что на каждом предприятии существуют свои организационные названия основных функций. Например, на некоторых предприятиях функции снабжения и производства осуществляются управленческой единицей, называемой управление производством. На малых предприятиях техническое управление может осуществлять функции производства, снабжения, кадров, или же функции снабжения и реализации осуществляются единицей под названием коммерческое управление. На крупных предприятиях такое распределение бывает редко, так как на них по каждой функции создается своя управленческая единица. В общем можно сказать, что с учетом специфики каждого предприятия отделы и службы управления разделяются на следующие главные группы: технические, вспомогательные, коммерческие, экономические, административные и функции управления социальным развитием производственного коллектива. Что касается формирования управленческих единиц, то в этом процессе используются эти же методы или же какие-либо другие, отвечающие конкретным условиям и целям. Например, если организация внешнеторгового отделения основана на том, что исполнение внешнеторгового контракта является наиболее важным для предприятия, выпускающего простые технические товары, то можно использовать функциональный принцип для разделения функций этого отделения на три главные группы: подготовка к экспорту и работа на рынке; осуществление экспорта; регулирование и контроль экспорта.

Несомненно, что характер деятельности предприятия, его цели и стратегию определяет характер функции и их количество. Например, извлечение прибыли требует изучения рынка и конкурентов. Для улучшения качества продукции необходимо проводить технические исследования. Преимущества метода разделения по функциям следующие:

· выделение относительной важности каждой управленческой функции;

· использование специализации и еѐ преимуществ;

· высокая степень согласованности и контроля в пределах одной определенной функции и возможность единого подхода к решению какой-либо проблемы, связанной с данной функцией.

Недостатками этого метода являются:

· усложнение согласованности и координации между различными функциональными управлениями;

· затруднение централизованного контроля за управленческими функциями, особенно если они распределены по различным географическим районам;

· расширение сфер управленческой функции затрудняет подбор соответствующего руководителя, так как он должен обладать широкой специализацией, что, в свою очередь, затруднит его служебное продвижение.

Однако эти проблемы, не являясь неразрешимыми, не умаляют значение метода.

При использовании метода разделения по функциям необходимо учитывать и решать вышеуказанные проблемы, исходя из конкретных условий определенного предприятия.

Таким образом, все структурные подразделения органа управления объединяются в цепь основных групп (блоков).

Первая — структурные подразделения, ведающие объектами управления. Главная проблема при этом — не превысить масштаб управляемости, с одной стороны, и не создавать карликовые подразделения для руководства небольшим количеством объектов — с другой.

Вторая — основные функциональные структурные подразделения (по планированию, контролю).

Третья — группа подразделений, ведающих межотраслевыми хозяйственными функциями (снабжение, сбыт, капитальное строительство, научно-технический прогресс, труд и кадры, финансы и т. д.).

Четвертая — вспомогательные и обслуживающие подразделения (канцелярия, архив и т. д.).

Пятая — руководство (руководитель органа), его заместители, различные руководящие подразделения органа: коллегия, президиум, совет и т. д.

2. Метод разделения по производимой продукции. Практикуется производственными предприятиями, специализирующимися на производстве различных видов продукции с использованием разнообразного сырья и оборудования. Разделение по номенклатуре товаров зависит от технологических, транспортных и функциональных возможностей. Таким образом, каждая управленческая единица специализируется на определенном товаре или группе товаров. Такая единица осуществляет функции производства, снабжения, реализации, финансирования и т. д. но независимо от других управленческих единиц. Такой же метод используется для формирования подразделений внутри данных единиц, и особенно для формирования сбытовых отделений. Например, такое отделение на станкостроительном заводе может иметь специализированные товарные группы по экспорту универсальных и специальных станков, а также по организации их технического обслуживания.

Основные преимущества метода — это эффективное выполнение и качество производства, координация, слаженность и использование преимуществ специализации. Недостатки метода следующие:

· независимость одной единицы от других ведет к дублированию функций и затрудняет координацию их деятельности;

· не используются преимущества специализации на уровне всего предприятия;

· узкая специализация руководителя управленческой единицы усложняет управление различными функциями единицы.

3. Метод разделения по группам (категориям) потребителей. Используется на предприятиях, имеющих дело с различными группами потребителей. Каждая управленческая единица специализируется на определенной группе потребителей и осуществляет необходимые функции. Чаще всего этот метод применяется для формирования управленческих подразделений, которые осуществляют такие функции, как снабжение, разработка продукции, еѐ производство, реклама, реализация и т. д. в соответствии с требованиями каждой группы потребителей. Такой метод обеспечивает эффективный сбыт готовой продукции предприятия, позволяет набирать специалистов и планировать их работу в соответствии с требованиями какой-либо группы потребителей, координировать действия в пределах одной единицы. Этому методу также присущи такие недостатки, как затруднение координации деятельности различных управленческих единиц, невозможность использования преимуществ одной функции и возникновение различного рода противоречий.

4. Метод разделения по этапам производства. Применяется на производственных предприятиях, где процесс производства какой-либо продукции происходит в несколько этапов. Это дает возможность формирования для каждого этапа соответствующей управленческой единицы, выполняющей все необходимые функции независимо от другой единицы. Например, на предприятии по производству ткани процесс производства делится на такие этапы, как прядение, ткачество, подготовка к крашению, крашение. Для каждого этапа возможно создание соответствующей независимой управленческой единицы. Такой метод позволяет наиболее полно использовать возможности работников, оборудования, станков, совершенствовать процесс производства и координировать деятельность в пределах какого-то этапа. Здесь также достигается высокая степень непосредственного контроля. В процессе какого-либо этапа обнаруживается некачественная работа предыдущего без непосредственного контроля. К недостаткам такого метода относится затруднение координации деятельности управленческих единиц различных этапов из-за взаимонезависимости этапов друг от друга. Узкая специализация руководителя единицы усложняет для него управление всеми функциями.

5. Метод разделения по рабочим сменам. На большинстве производственных предприятий применяется сменная работа, особенно на таких предприятиях, где это необходимо по требованиям рынка или обусловлено характером производственного процесса. Управленческие функции рабочих смен различаются друг от друга в большей или в меньшей степени. Работа делится на дневные, вечерние и ночные смены. Возглавляет работу начальник смены, который подчиняется генеральному директору. Администраторы каждой смены имеют свои функции и программу работы, которые могут отличаться от других управленческих единиц, что зависит от специфических условий работы смены и предъявляемых требований. Этот метод используется при организации управления производством.

6. Метод разделения по географическому положению. В соответствии с этим методом каждый завод или филиал какого-либо предприятия рассматривается как независимая управленческая единица, осуществляющая все необходимые функции. Административное разделение и распределение работ осуществляется, исходя из внутренних условий, без вмешательства центрального руководства, кроме случаев, когда решение определенных вопросов входит в компетенцию центральной администрации. Такими вопросами могут быть снабжение, финансирование, реклама и др. К преимуществам этого метода относится следующее:

· организация работы с учетом местных условий, что облегчает выполнение работы и повышает качество;

· слаженность и быстрота работы филиала;

· отсутствие бюрократических преград, которые характерны для решений центральной администрации, что ведет к ненужным потерям времени и средств;

· способствует продвижению руководителей филиалов на более высокие должности.

Несомненно, что это наиболее подходящий метод при распределении работ по географическим районам. Однако крайности в применении этого метода ведут к раздроблению функций предприятия по филиалам, что является причиной ослабления координации деятельности, уменьшения роли центрального аппарата и его полномочий. Разделение функций по географическому признаку более подходяще для формирования внешних торговых отделений. Например, можно таким образом разделить внешнеторговое отделение по рынкам сбыта в различных странах с учетом специфики рынка в каждой конкретной стране для определенного товара.

7. Метод комбинированного разделения. По мере укрупнения организации, увеличения еѐ управленческих функций, расширении масштаба деятельности применение какого-либо одного метода становится недостаточным. В таких случаях применяются различные методы. При этом используют преимущества каждого метода и по возможности избегают его недостатков, что обеспечивает наиболее эффективное функционирование организационной структуры управления. Например, одновременно с использованием метода разделения по этапам производства такие функции, как финансовая и снабжение, находятся в компетенции центральной администрации, которая решает их на уровне всего предприятия.

Большинство современных фирм при формировании структуры управления используют различные методы разделения, что позволяет избежать недостатков каждого метода в отдельности, эффективно использовать их преимущества и проявлять большую гибкость при дальнейшей корректировке целей и стратегии предприятия, изменение условий и т. д. Разделение структуры управления любой организации основывается на таких методах, как разделение по географическому положению, по виду продукции, по этапам производства, группам потребителей в соответствии с конкретными условиями предприятия. Это позволяет использовать научные принципы построения структур управления.

*****

Упражнения на разделение группы на несколько подгрупп

Если вы хотите разделить группу на 4 подгруппы, вызываются 4 добровольца; если на 5 подгрупп — 5 добровольцев и т. д.

Ведущий задает вопрос добровольцам: «Кого бы вы взяли с собой в поход?». Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задается следующий вопрос: «Кому бы вы доверили нести рюкзак?». Остальные вопросы ведущий может придумать сам, а может воспользоваться следующими: «С кем бы поделились яблоком?», «Кому бы вы доверили свою тайну?». Если остается несколько человек, которых не выбрали, можно предложить им самим определить команду, в которой они бы хотели работать. «Фишка» (10 мин.)

Материалы: если вы хотите разделить группу на 3 подгруппы, приготовьте листочки 3-х цветов; если на 2 подгруппы — 2-х цветов. (Для группы из 15 человек- по 5 листочков каждого цвета и т. д.) Участники встают в круг и закрывают глаза. Ведущий на спину каждому крепит листочки. По команде ведущего все открывают глаза. После чего без слов, звуков все участники должны распределиться по группам.

Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что все мы — атомы, которые движутся в хаотичном порядке, иногда объединяются в молекулы, а потом разлетаются в разные стороны, собираются в целую клетку, организм. Сейчас заиграет музыка, и мы начнем двигаться в пространстве, как атомы в хаосе. А потом я назову любое число, и такое число атомов объединяться в одну молекулу, а потом несколько молекул- в клетку, клетки- в организм», Звучит музыка, все участники двигаются в хаотичном порядке. Тренер говорит «2 атома», потом «2 молекулы», «2 организма». Участники разделены на две группы.

разноцветные листочки (красные, желтые, зеленые) по количеству участников. До занятия необходимо подготовить жетончики двух или более цветов. Перед началом занятий перемешать жетончики и раздать по одному каждому участнику. Когда необходимо будет разделить группу, нужно просто сообщить участникам, что один цвет жетончиков- это первая команда, а второй цвет- вторая. Упражнения-разминки

Эти игры необходимы ведущему, чтобы поддерживать участников в рабочем состоянии. Они проводятся в те моменты, когда участники устают сидеть или работа в группе проводится в лекционной форме и требует большой сосредоточенности и внимания. Обычно, эти упражнения включают в себя много активных движений: прыжки, движения головой, руками, ногами и т. д. В этих упражнениях, ведущий, обычно показывает определенные движения или произносит слова. Задача участников повторять все за ведущим.

Цель: активизировать, «разогреть» членов группы, создать у них определенное эмоциональное настроение, снять напряженность, которая может возникнуть на первоначальных этапах работы группы.

Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.

«Пустой стул» (15 мин.)

Участники делятся на первый-второй. Участники под номером «один» садятся в круг, под номером «два» — встают за их стульями. Один стул должен остаться свободным. Задача участника, стоящего за стулом, — взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним — задержать.

Участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем, кто обладает определенным признаком (белой рубашкой, почищенными утром зубами, зелеными глазами и т. д.). Причем, если участник обладает названными признаками, он обязательно должен поменять свое место или стать ведущим. Ведущий называет только тот признак, кото- рым он на данный момент обладает. Когда участники меняются местами, он должен занять чье- нибудь место. Оставшийся без стула участник, становится ведущим. Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать: «Ураган», и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.

«Молекулы» или «Броуновское движение» (10 мин.)

Все участники собираются тесной кучкой возле ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некоторое время ведущий подает один сигнал. Что означает- «тишина и замри», два сигнала — «выстроится в круг с закрытыми глазами», и три сигнала — «открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру». Существует и другой вариант игры под музыку. Все участники свободно передвигаются. В любой момент ведущий может дать сигнал: «Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 7. )!». Участникам необходимо быстро организовать такие группы, встав в круг и взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекуле).

«Счет на 3» (10-15 мин.)

стимулировать работоспособность и сплоченность группы.

Участники встают в круг. Задача — по очереди вслух вести счет. Человек, который называет число, кратное трем или имеющее в своем составе цифру «3», хлопает в ладоши и одновременно подпрыгивает. Он не должен ничего говорить. Группа ведет счет до того момента, пока кто-то из участников не делает ошибку, при этом он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока оставшееся число участников не начинает считаться без ошибок. Группа аплодирует победителям. «Зарядка» (5-10 мин.)

Цель: поднять работоспособность группы.

Водящий выходит из группы. Вся группа встает в круг и выбирает человека, который будет задавать ей движения. Он должен эти движения менять, а группа подстраиваться под него. Когда водящий входит в комнату, его задачей является обнаружение человека, который подает команды. «Разоблаченный» участник становится водящим.

Цель: отработка рефлексивных навыков.

Упражнение проводится в кругу. Каждый поочередно говорит предложение, начинающееся со слов «Я хочу». Не отвлекайтесь на споры и обсуждение по поводу ваших желаний. Просто высказывайте их поочередно, беспристрастно и быстро.

Например: «Я хочу закончить учебу», «Я хочу жить в Сочи», «Я хочу получить высший балл по английскому в этом семестре».

«Ты мне нравишься тем. » (20 мин.)

Вариант 1. Участники встают в круг. Ведущий бросает мяч од

ному из участников, говоря при этом «Мне в тебе нравится. » и называя понравившееся качество (несколько качеств).

Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понравившиеся ему качества. Мяч должен побывать у всех участников. Вариант 2. Разделите группу на пары. Это упражнение можно

сделать в парах.

«Комплимент» (10 мин.)

Выстраиваются 2 круга — внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники, стоящие друг напротив друга, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех лор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

«Все равно ты молодец, потому что. » (15 мин.)

Участники делятся на пары. Один партнер рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, чем- нибудь неприятном либо говорит о каком-либо своем недостатке и пр. его собеседник внимательно выслушивает и произносит фразу: «Все равно ты молодец, потому что. ».

«Мы с тобой похожи тем, что. » (20 мин.)

Участники выстраиваются в 2 круга- внешний и внутренний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что. » (например: мы с тобой похожи тем, что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т. д.). Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что. » (например: мы с тобой отличаемся цветом глаз, длинной волос и т. д.). Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участников внешнего круга.

«Берлинская стена» (30 мин.)

Материалы: веревка или достаточное количество стульев (5-7).

Комната перегораживается посередине стульями или веревкой (веревку держат ведущие на уровне 0,5 м над полом). Группе предлагается перебрать- ся на другую сторону преграды. Если хоть один человек остается по другую сторону преграды или преграду задевают, все участники возвращаются обратно. Веревку, по решению ведущих, можно поднимать на любую высоту. В зависимости от особенностей группы возможен вариант проведение игры в один или два этапа. То есть «стена» может стать значительно выше и группе придется повторить штурм, чтобы вернуться обратно. Второй этап желателен, если в процессе знакомства и выработки правил, группа проявила разлад, соперничество, склонность к «навешиванию ярлыков». Завершив игру, ведущий обсуждает стратегию решения проблемы или причину ее отсутствия. А так же оговаривает с участниками, из-за чего у них возникали проблемы и какие еще стратегии могли быть избраны группой.

«Лабиринт» (30 мин.) Цель:

найти выход, путь из трудных ситуаций, научиться прислушиваться к мнению окружающих, бумажный скотч или полоски из бумаги для строительства поля. Размер одного квадрата на поле примерно 20 на 30 см.

конец поля начало поля

Задача группы: Условия:

На полу ведущими раскладывается поле, состоящее из небольших квадратиков. Часть этих квадратиков «заминирована» (пустые квадратики). Крестиками отмечена не заминированная дорога, которую должны найти участники, всем участникам перебраться на противоположную сторону поля.

участникам дается 5 мин. на обсуждение страте- гии действий. После этого они не должны разговаривать; нельзя показывать на поле; 2 раза подряд один участник идти по полю не может; через один квадратик шагать нельзя. Если кто-то наступает на «заминированный квадрат», ведущий подает звуковой сигнал (хлопает, топает, угу-гу-кает и пр.).

Примечание: если всей группе удается перейти на другую сто

рону за 10-15 мин. то можно делать вывод о том, что группа хорошо сплочена, может находить правильные стратегии выхода из сложных ситуаций.

«Постройка моста» (50 мин.)

Материалы: листы А4, карандаш, линейка и ножницы.

Разделите группы на две команды. Одна команда вместе с ведущим выходит за дверь, вторая- остается с другим ведущим в комнате. Первой группе дается следующее задание: участники должны изображать миссионеров, а оставшаяся группа- туземцев племени, не знающего ни письменности, ни математики, ни инженерии. У них в племени недавно началась эпидемия, и люди умирают десятками. Довести же их до больницы невозможно, т. к. до нее по дороге -105 км; а напрямую-5 км, но путь лежит через непроходимые болота. Необходимо научить их строить мост, т. к. если построить им самим, они все равно не научатся его ремонтировать. Мост должен состоять из 5 метров склеенных между собой листов бумаги, ширина моста- половина ширины листа бумаги с 5-миллиметровым отступом в большую сторону. Кроме того, миссионеры должны убедить туземцев в необходимости постройки моста. Время на постройку — 20 минут. Команде туземцев сообщаются следующие правила: общаться с миссионерами может только глава племени. Женщины не имеют права держать в руках ножницы, мужчины- линейку. Каждые 3 минуты (по команде ведущего) они должны усиленно молиться, бросив все дела. При склеивании бумаги на каждый стык они должны наклеивать один треугольник и цветок.

В течение 7 минут, участники обсуждают правила, распределяют роли и вырабатывают план действия. После завершения игры ребят просят поделиться своими впечатлениями. В зависимости от результатов можно сделать вывод о работе в нецелевых группах, т. е. группах, у которых нет намерений следовать целям других людей. Даже желающих им добра. Кроме того, делается вывод о необходимости учитывать интересы и желания других людей, без чего не может возникнуть понимание и совместная продуктивная деятельность.

Комментарий: чаще всего участникам не удается построить та

кой мост. Это нормально.

«Групповой портрет» (10-15 мин.)

Цель: диагностика групповой динамики, дать возможность

участникам осознать, какое место в группе они занимают и что это место значит для них, выяснить переживает ли каждый участник себя как часть группы. Участникам предлагается представить свое место в группе, исходя из модели автомобиля. Дается небольшое количество времени на то, чтобы каждый придумал, какой частью автомобиля он является. Затем первый участник встает и говорит (к примеру) — «Я- правое колесо», второй говорит — «Я- корпус автомобиля» и пристраивается к первому, и так дальше делает вся группа.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *